Система мониторинга ИТ-инфраструктуры, основанная на открытой программной платформе Zabbix

Богатые функциональные возможности современных свободно распространяемых программных платформ мониторинга ИТ-инфраструктуры позволяют создавать эффективные решения для мониторинга с учетом специфики отраслевых технологий и оборудования при минимальных капитальных затратах.


Компания Treatface, обладая широкой экспертизой и большим опытом в области внедрения систем мониторинга ИТ-инфраструктуры, предлагает готовые решения для мониторинга на основе открытых программных платформ. Решения легко адаптируются под любые технические требования и позволяют осуществлять контроль как небольших, так и крупных территориально распределенных инфраструктур.

Выполняемые функции и решаемые задачи

  • Централизованный сбор статистической информации от всех объектов мониторинга (зонтичная система) и управление событиями.
  • Построение сервисно-ресурсных моделей.
  • Визуализация состояния объектов ИТ-инфраструктуры и приложений.
  • Мониторинг состояния и производительности сетевого оборудования, контроль качества каналов связи (SLA).
  • Мониторинг работоспособности серверов и систем хранения данных.
  • Мониторинг виртуальных сред VMware и Microsoft.
  • Мониторинг работоспособности систем телефонии.
  • Мониторинг инженерного оборудования (систем бесперебойного питания, пожаротушения, кондиционирования, СКУД).
  • Мониторинг оборудования телемеханики и интеграция с системами АСУТП.

Архитектура систем мониторинга на платформе Zabbix

Системы мониторинга, построенные на базе платформы Zabbix, имеют распределенную трехуровневую архитектуру — уровни сбора, обработки и представления данных, обеспечивающую поэтапное развитие и расширение функциональных возможностей и позволяющую удовлетворять самым жестким отраслевым требованиям по информационной безопасности, благодаря гибкому управлению потоками данных и независимости компонентов.


Уровень сбора данных
Объектами мониторинга могут быть любые ИТ-устройства и инженерные системы, например телекоммуникационное оборудование (включая аппаратуру телефонии), серверы, инфраструктура виртуализации, системы хранения данных, СКУД, ИБП, датчики мониторинга окружающей среды.

Для оптимизации мониторинга удаленных площадок и снижения нагрузки на центральный сервер системы мониторинга используются специализированные прокси-серверы Zabbix и аппаратные пробники TOFSLAN.


Механизмы и средства сбора данных
Без использования агентов   С использованием агентов  
  • ICMP, TWAMP, OWAMP.
  • Cisco IP SLA, Juniper RPM, Huawei NQA.
  • Запросы и оповещения SNMP.
  • IPMI, HTTP, SOAP.
  • Выполнение команд на удаленных устройствах с использованием протоколов Telnet и SSH.
  • Конвертеры технологических протоколов (МЭК-104 и др.), разработанные компанией Treatface
 
  • Агенты сбора данных для платформ AIX, HP-UX, Linux, Solaris, Windows.
  • Программные SLA-агенты для тестирования доступности и производительности каналов связи, оборудования и сервисов.
  • Аппаратный пробник TOFSLAN для контроля SLA (внесен в Государственный реестр средств измерений под № 60891–15)
 

Уровень обработки данных

  • Распределенное хранение статистики.
  • Горизонтальное и вертикальное масштабирование системы.
  • Хранение данных в исходном, неагрегированном виде.
  • Дедупликация и агрегация информации.
  • Корреляция событий на основе временных меток и сервисной модели.
  • Гибкая настройка политик оповещения о состоянии оборудования и услуг.
  • Автоматическое вычисление динамических границ допустимого поведения параметров на основе исторических данных (baseline).
  • Прогнозирование изменения значений параметров на основе исторических данных для предупреждения пользователей о возможной аварии.
  • Оповещение пользователей посредством электронной почты, SMS и звуковых сигналов при превышении пороговых значений.
  • Использование API для интеграции с внешними корпоративными ИТ-системами.


Уровень представления данных
Состояние элементов ИТ-инфраструктуры может быть представлено в виде конфигурируемых дашбордов, топологических и тепловых карт, а также схем сервисно-ресурсных моделей. Значения множества параметров могут быть отображены в виде динамически обновляемых таблиц, графиков и диаграмм.

Ролевая модель управления доступом и безопасность данных

Значительное внимание при создании системы мониторинга уделяется обеспечению безопасности данных. Система поддерживает шифрование как на уровне хранимых данных, так и в рамках протоколов взаимодействия между своими компонентами. Ролевое управление доступом в системе позволяет настраивать иерархические права доступа для пользователей и их групп вплоть до конкретных объектов мониторинга, делая возможным создание политик доступа для организаций с территориально распределенной филиальной структурой (центральный аппарат, региональные подразделения и т. д.).

Интеграция со сторонними решениями

Использование в системе универсальных стандартов, открытой архитектуры и API позволяет осуществлять двустороннюю интеграцию с уже установленными у заказчика средствами мониторинга и управления ИТ-инфраструктурой, благодаря чему сохраняются ранее вложенные инвестиции.

Сервисный контракт

В рамках сервисного контракта компания Treatface осуществляет как техническую поддержку системы, так и ее периодическое обслуживание, включая добавление новых устройств, обновление топологии сети, написание адаптеров для нового оборудования (в том числе отечественного производства).

Преимущества подхода Treatface

  • Быстрое получение ощутимого результата от внедрения.
  • Охват мониторингом всех компонентов ИТ-инфраструктуры.
  • Использование сертифицированного Росстандартом средства измерения качества каналов связи.
  • Отсутствие зависимости от конкретного поставщика.
  • Отсутствие лицензионных ограничений по масштабированию.
  • Экономическая эффективность системы.
  • Возможность доработки системы (в том числе в плане представления данных) в соответствии с требованиями заказчика.